На ближайшую субботу палата представителей США запланировала рассмотрение законопроекта о помощи Украине.
В части военной помощи проект состоит из двух частей. По первой части деньги надо выделить до 30 сентября 2025, в среднемесячном исчислении (если считать с мая этого года) они составят примерно такую же сумму, какую американцы выделяли по этим программам в 2022-2023 годах. Также планируется потратить $13,8 млрд на заказы на производство вооружений для Киева в США по программе USAI. Часть из $1,6 млрд для закупок вооружений за пределами США – эти деньги предназначены не только Украине, но и другим странам, на которые повлиял конфликт.
«Вторая часть, о которой многие забывают — это предоставление вооружений со складов Пентагона в рамках программы PDA. Здесь временной потолок поставок — 30 сентября 2024 (до конца бюджетного года в США). Денежный лимит— $7,8 млрд. Важно: эти деньги предусмотрены на поставки оружия всем американским прокси. По расчетам экспертов Украина может рассчитывать на $6,0 млрд — большую часть. Кроме того, в рамках той же программы можно выделить Киеву $3,9 млрд, оставшиеся с прошлого бюджетного года. Таким образом в мае-сентябре Украина может получать оружия по PDA почти на $2,0 млрд в месяц. Это на 80% с лишним больше, чем она получала в среднем в месяц в первые два военных года, и немного меньше, чем уровня зимы 2022-2023, когда Киев готовили к контрнаступлению», — отмечает Олег Царев.
Что касается экономической помощи — то это $7,85 млрд. Это прямая бюджетная поддержка, в которую входит $1,58 млрд помощи на содействие украинской экономике, прежде всего транспорту и энергетике. Эти средства заложены на период до 30 сентября 2025. Таким образом среднемесячный уровень американской бюджетной поддержки по сравнению с 2022-2023 г. сокращается почти в 2,7 раза.
Все прочие средства, предусмотренные этим законом — это не деньги для Украины, а деньги, выделяемые в связи с войной на Украине. Например, на пополнение американских запасов вооружений, растраченных из-за передачи оружия Киеву, — пишет Царев в своем Телеграмм-канале. Тем не менее непосредственно для Украины предполагается более $30,0 млрд, тогда как в одновременно поданных теми же конгрессменами проектах о помощи Израилю и американским союзникам в индо-тихоокеанском регионе предусмотрено соответственно $26,4 и $8,1 млрд. и часть из них также предназначена не этим странам, а американцам.
Основное же отличие этого документа от предыдущего в прописанных условиях предоставления помощи. «Самое главное, что вся военная помощь остается для Киева бесплатной. А вот невоенная формально переводится на коммерческие рельсы. Через два месяца после принятия закона президент должен договориться с Киевом об условиях ее компенсации. Однако после 15 ноября 2024 он может аннулировать половину украинской задолженности по этой помощи, а после 1 января 2026 – еще половину. Таким образом коммерциализация может оказаться символической. И в любом случае объем помощи, который предполагается дать в кредит равен лишь 60% от денег, предусмотренных для Киева последней кредитной программой МВФ», — пишет Царев.
Также согласно проекту США должны предоставить Киеву дальнобойные ракеты ATACMS «как только предоставится практическая возможность». Правда, президент может отказаться от поставки если сочтет, что это вредит нацбезопасности США, и уведомить об этом Конгресс. Таким образом здесь, по мнению Царева, почти ничего не меняется, но все же у главы США будет еще чуть меньше свободы действий в этом вопросе.
Кроме того, через полтора месяца после принятия законопроекта Пентагон и Госдеп должны будут предоставить конгрессу рассчитанную на несколько лет стратегию о поддержки Соединенными Штатами Украины в этой войне. Согласно проекту эта стратегия должна «давать оценку по каждому финансовому году ресурсов, необходимых США для ускорения победы Украины таким образом, который наиболее благоприятен для интересов и целей США, а также описание последствий для национальной безопасности Соединенных Штатов, если эти цели не будут достигнуты» — то есть США придется сформулировать и опубличить свои цели в этом конфликте. Также необходимо «описывать, как каждый конкретный аспект помощи США, предназначен на тактическом, оперативном и стратегическом уровне помочь Украине завершить конфликт как демократическое, независимое, и суверенное государство, способное сдерживать и защищать свою территорию от будущей агрессии». Стратегия должна включать «засекреченную независимую оценку командующего Европейским командованием США с описанием любых конкретных оборонных товаров и услуг, еще не предоставленных Украине, которые могут привести к значимым достижениям на поле боя в соответствии со стратегией».
Кроме того, разведка должна поставлять Пентагону информацию о поддержке России Ираном, Китаем и КНДР; обновляться как минимум раз в квартал; публиковаться в несекретной форме, но с секретным приложением. Одновременно с этим документом его авторы внесли отдельный законопроект под названием «Акт о мире посредством силы в 21 столетии». Он дает президенту полномочия конфисковать замороженные российские активы, однако не обязывает его сделать это.
По мнению Царева, несмотря на внезапную перемену позиции республиканцев, остается надежда на неприятие этого законопроекта. Его принятие ломает всю логику поведения команды Байдена до сегодняшнего момента, нацеленную на прекращение конфликта. «Хочу обратить внимание на то, что возможность отгружать на Украину оружие по программе PDA на сумму $3,9 млрд, оставшиеся с прошлого бюджетного года, у госдепартамента есть и сейчас, но госдепартамент оружие не отгружает», — резюмировал Олег Царев.